Нормативные правовые акты

Версия для печати

Приказ Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.02.2019 № 14 "О создании и организации в Комитете по тарифам Санкт-Петербурга системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», во исполнение пункта 3.1 решения Координационного совета по конкурентной политике в Санкт-Петербурге, оформленного протоколом заседания от 19.12.2018 № 16,

ПРИКАЗЫВАЮ:  

1. Создать в Комитете по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).

2. Утвердить Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете (далее – Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

3.  Начальнику Отдела по вопросам государственной службы, кадров и делопроизводства Комитета ознакомить с настоящим приказом государственных гражданских служащих и работников Комитета.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за  исполнением настоящего приказа остается за председателем Комитета.

Временно исполняющий обязанности председателя Комитета
Г.Г.Сафаров

Приложение к приказу Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.02.2019  № 14

Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете по тарифам Санкт-Петербурга

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете по тарифам Санкт-Петербурга (далее – антимонопольный комплаенс Комитета) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Комитета требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Комитета.

1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»,и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.

1.3. Задачами антимонопольного комплаенса Комитета являются:

- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства (далее – комплаенс-риски);

- управление комплаенс-рисками;

- контроль за соответствием деятельности Комитета требованиям антимонопольного законодательства;

-  оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса Комитета.

1.4. При организации антимонопольного комплаенса Комитет руководствуется следующими принципами:

- заинтересованность руководства Комитета в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

- регулярность оценки комплаенс-рисков;

- обеспечение информационной открытости функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса; 

- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Комитете;

- совершенствование антимонопольного комплаенса.

2. Организация антимонопольного комплаенса. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган Комитета

2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется председателем Комитета, который:

- вводит в действие нормативный правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;

- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими и работниками Комитета правил антимонопольного комплаенса;

- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;

- утверждает карту комплаенс-рисков Комитета;

- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;

- утверждает план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков Комитета;

- подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.

2.2. Функции уполномоченного подразделения (должностного лица), связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между следующими структурными подразделениями/должностными лицами Комитета: заместителем председателя Комитета (Герасимовым Д.А.), Отделом нормативно-правовой и судебной работы Комитета (далее – Правовой отдел), Отделом по вопросам государственной службы, кадров и делопроизводства Комитета (далее – Отдел кадров) и Отделом регионального государственного контроля и административного производства Комитета (далее – Отдел контроля).

2.3. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее – коллегиальный орган), возлагаются на Общественный консультативно-экспертный совет при Комитете.

2.4. К компетенции заместителя председателя Комитета (Герасимова Д.А.) относятся следующие функции уполномоченного должностного лица:

2.4.1. Организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Комитета по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

2.4.2. Информирование председателя Комитета онормативных правовых актах и иных документах Комитета, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

2.4.3. Взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;

2.4.4. Координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа;

2.4.5. Внесение на утверждение председателю Комитета карты комплаенс-рисков Комитета;

2.4.6. Внесение на утверждение председателю Комитета плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Комитета;

2.4.7. Организация подписания председателем Комитета и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;

2.4.8. Представление председателю Комитета на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Комитета, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

2.4.9. Внесение на утверждение председателю Комитета ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

2.5. К компетенции Правового отдела относятся следующие функции уполномоченного подразделения:

2.5.1. Выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;

2.5.2. Подготовка карты комплаенс-рисков Комитета;

2.5.3. Подготовка плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Комитета;

2.5.4. Подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;

2.5.5. Консультирование работников Комитета по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

2.5.6. Подготовка правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Комитета, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

2.5.7. Информирование заместителя председателя Комитета онормативных правовых актах и иных документах Комитета, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

2.6. К компетенции Отдела контроля относятся следующие функции уполномоченного подразделения:

2.6.1. Определение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

2.6.2. Информирование заместителя председателя Комитета онормативных правовых актах и иных документах Комитета, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.

2.7. К компетенции Отдела кадров относятся следующие функции уполномоченного подразделения:

2.7.1. Выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Комитета, разработка предложений по их исключению;

2.7.2. Проведение служебных проверок в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

2.7.3. Ознакомление граждан Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Комитет, а также на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе.

2.8. К функциям коллегиального органа относятся:

2.8.1. Рассмотрение и оценка плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Комитета в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

2.8.2. Рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

3. Выявление и оценка комплаенс-рисков Комитета

3.1. В целях обеспечения соответствия деятельности Комитета требованиям антимонопольного законодательства осуществляются выявление и оценка комплаенс-рисков.

3.2. В целях выявления комплаенс-рисков Правовым отделом на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:

3.2.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).

3.2.2. Анализ проектов нормативных правовых актов Комитета и действующих нормативных правовых актов Комитета, относящихся к сфере деятельности Комитета и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства, за исключением проектов и действующих нормативных правовых актов Комитета в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (далее соответственно – проекты актов Комитета, действующие акты Комитета), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

3.2.3. Мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства.

3.2.4. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков Комитета.

3.3. Анализ выявленных в Комитете нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится один раз в год. При проведении данного анализа Правовым отделом реализуются следующие мероприятия:

3.3.1 Осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях Комитета, о наличии выявленных антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства.

3.3.2. Составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Комитете. Перечень нарушений антимонопольного законодательства в Комитете должен содержать классифицированные по сферам деятельности Комитета сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Комитетом на недопущение повторения нарушения.

3.4. Анализ действующих актов Комитета на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится один раз в год. При проведении Правовым отделом анализа действующих актов Комитета реализуются следующие мероприятия:

а) разработка и размещение на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Комитета) исчерпывающего перечня действующих актов Комитета (далее – перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;

б) размещение на официальном сайте Комитета уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

г) представление председателю Комитета сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в действующие акты Комитета.

3.5. При проведении анализа проектов актов Комитета на предмет соответствия
их антимонопольному законодательству Правовым отделом реализуются следующие мероприятия:

а) размещение на официальном сайте Комитета проекта акта Комитета и пояснительной записки к нему с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;

б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту акта Комитета, по итогам которой подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте акта Комитета положений, противоречащих антимонопольному законодательству.

3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Комитете Правовым отделом выполняются следующие мероприятия:

а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Комитете;

б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Комитете;

в) проведение (один раз в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Комитете, по итогам которых составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения (при их наличии).

3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Правовым отделом проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:

а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Комитета по развитию конкуренции;

б) выдача Комитету предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) возбуждение в отношении Комитета дела о нарушении антимонопольного законодательства;

г) привлечение Комитета к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.

3.8. Выявляемые комплаенс-риски распределяются Правовым отделом по уровням согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Правовым отделом составляется карта комплаенс-рисков Комитета по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

3.10. В карту рисков включаются:

- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;

- описание причин возникновения рисков;

- описание условий возникновения рисков;

- мероприятия по минимизации и устранению рисков;

- наличие (отсутствие) остаточных рисков;

- вероятность повторного возникновения рисков.

3.11. Карта комплаенс-рисков составляется один раз в год, утверждается председателем Комитета и размещается на официальном сайте Комитета.

3.12. Информация о выявлении и оценке комплаенс-рисков Комитета включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

4. Порядок ознакомления государственных гражданских служащих и работников Комитета с настоящим Положением

4.1. При поступлении на государственную гражданскую службу, а также при приеме на работу в Комитет на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен с настоящим Положением Отделом кадров.

5. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков («дорожная карта»)

5.1. В целях снижения комплаенс-рисков Комитета Правовым отделом на основе карты комплаенс-рисков Комитета разрабатывается план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Комитета (далее – Дорожная карта) по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению.

5.2. Дорожная карта разрабатывается ежегодно и утверждается председателем Комитета.

5.3. Дорожная карта размещается на официальном сайте Комитета.

5.4. Правовой отдел на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения Дорожной карты.

5.5. Информация об утверждении и исполнении Дорожной карты включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

6. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса

6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которого происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.

6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как отдельно для уполномоченных подразделений/должностного лица Комитета, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, так и для Комитета в целом.

6.3. Ключевые показатели для уполномоченных подразделений/должностного лица Комитета, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых ими.

6.4. Ключевые показатели для Комитета в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в процессе деятельности Комитета по результатам выявления и оценки рисков, с учетом уровней рисков, приведенных в приложении № 1 к настоящему Положению.

6.5. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Отделом контроля и утверждаются председателем Комитета.

6.6. Отделом контроля ежегодно проводится оценка достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.

6.7. Отдел контроля при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.

6.8. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса

7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.

7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:

- карту комплаенс-рисков Комитета, утвержденную председателем Комитета;

- ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные председателем Комитета;

- план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков Комитета, утвержденный председателем Комитета.

8. Доклад об антимонопольном комплаенсе

8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать следующую информацию:

- о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков Комитета;

- об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков Комитета;

- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

8.2. Подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе осуществляется Правовым отделом. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (один раз в год) заместителем председателя Комитета.

8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Комитета, а также направляется Комитетом в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его утверждения коллегиальным органом.

8.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение месяца с момента его утверждения.

Приложение № 1 к Положению об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете

Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)

№ п/п

Уровень риска

Описание риска

1

2

3

1

Низкий уровень

Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Комитета по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует

2

Незначительный уровень

Вероятность выдачи Комитету предупреждения

3

Существенный уровень

Вероятность выдачи Комитету предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства

4

Высокий уровень

Вероятность выдачи Комитету предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его  к административной ответственности (штраф, дисквалификация)

Приложение № 2 к Положению об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете

Форма карты рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)

№ п/п

Выявленные риски

Описание рисков

Причины возникновения рисков

Условия

возникновения рисков

Мероприятия
по минимизации
и устранению рисков

Наличие (отсутствие) остаточных рисков

Вероятность повторного возникновения рисков

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3 к Положению об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Комитете

Форма плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)

№ п/п

Мероприятие

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

1

2

3

4