25.06.2018

Дмитрий Коптин: Минстрой вернулся к идее энергопайка для населения

К тому, что с каждым годом тарифы на коммунальные услуги только растут, россияне давно привыкли. Насколько увеличится квартплата этим летом, подорожает ли проезд на транспорте, и какие федеральные инициативы могут изменить жизнь петербуржцев, рассказал председатель комитета по тарифам Смольного Дмитрий Коптин.

— По традиции с 1 июля для граждан вырастает плата за ЖКУ (например, в 2017 году для петербуржцев она увеличилась на 6%). Есть ли уже понимание, как изменятся тарифы для горожан на горячую и холодную воду, водоотведение электричество, газ, отопление по осени?

— В среднем плата за коммунальные услуги с 1 июля вырастет на 5%.

Так, горячее водоснабжение подорожает на 4%: с 100,72 рублей до 104,75 руб за кубометр. Плата за холодное водоснабжение и водоотведение увеличится на 7,5 %. Так, если раньше мы платили за кубометр холодной воды 27,99 рублей, то теперь будем тратить 30,09 руб. Газ подорожает на 3,4 %:с 5 тысяч 971 руб. за тысячу кубов до 6 тысяч 175 руб. Электроэнергия вырастет в цене на 4,9 %. Соответственно, если раньше в среднем 1 кВт-ч обходился в 4,55 руб, то будет 4,82 руб.

Напомню, расходы на тепло появятся в квитанциях с началом отопительного сезона осенью. Отопление подорожает на 4 %. Если раньше за гигокалорию граждане платили 1тысячу 678 рублей, то теперь это будет 1 тысяча 745 руб. В денежном выражении рост составит около 90 рублей за все коммунальные услуги. Еще на 30 рублей вырастет плата за содержание и ремонт жилого помещения. Таким образом, до начала отопительного сезона для семьи из трех человек квартплата в среднем составит около 2,7 тысяч рублей, где 1,9 тысяч рублей — это затраты на коммунальные ресурсы, а 800 рублей – на жилищные услуги.

— Увеличатся ли нормативы потребления коммунальных ресурсов на так называемые общедомовые нужды (влажная уборка лестничных клеток, освещение в подъездах и т.д)?

— Размер самих нормативов останется на прежнем уровне. Но непосредственно плата за ресурсы вырастет с учетом корректировок, о которых я говорил выше.

— Как известно, в некоторых петербургских квартирах до сих пор не установлены приборы учета. Изменятся ли для таких помещений нормативы потребления коммунальных услуг в этом году?

— Нормативы по расходам на отопление, горячую и холодную воду и т.д. были пересмотрены в 2015 году. Согласно федеральным положениям, срок действия нормативов должен составлять не менее 3-лет. Таким образом, до конца 2018 года ничего не должно измениться, и никаких обращений по данному вопросу в наш адрес не поступало.

Впрочем, сейчас есть заявление от «Ленэнерго» и АО «ПСК» по поводу корректировки нормативов на электроэнергию. Мы уже сформировали рабочую группу с участием представителей «Петроэлектросбыта», Жилищного комитета и т.д. Ее специалистам предстоит проанализировать данные по энергопотреблению за 2017 год. Исходя из выводов экспертов, уже будет приниматься решение, оставить все, как есть, или пересмотреть норматив. Пока конкретных цифр назвать не могу. Они появятся ближе к концу лета. Но, как исторически сложилось, здесь учитывается факт наличия электрических или газовых плит. Для тех, кто использует газ для приготовления пищи, норматив обычно ниже. Но этот вопрос в основном актуален для общежитий и коммунальных квартир, где нормативы меньше, чем фактическое потребление. Из-за чего граждане сознательно не устанавливают счетчики.

— Что будет с тарифами на коммунальные услуги для бизнеса? Ранее высказывались опасения, что расходы для предпринимателей, например, на холодную воду могут вырасти сразу на 30%.

— Здесь стоит вспомнить историю вопроса с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Инвестиционная программа предприятия была сформирована 5 лет назад, тогда же были утверждены так называемые долгосрочные тарифы. По населению их рост был запланирован в размере 10% ежегодно, по бизнесу – 12%, а не 30%. Этот тариф покрывал финансовые потребности «Водоканала» в реализации инвестпрограммы с учетом инфляции. При этом рост тарифа с 1 июля 2018 года составит 7,5%. Изначально было два варианта решения проблемы: либо пересмотр инвестпрограммы со смещением сроков ввода объектов, либо бюджетное субсидирование. Цена вопроса по субсидиям за три года ( с 2018 по 2020) для бюджета составила бы порядка 6 млрд рублей. В начале июня мы встретились с представителями бизнеса. В мероприятии участвовал уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов и специалисты городских монополистов. По итогам встречи ГУП «Водоканалу» было предложено предпринять меры по оптимизации инвестиционной программы с целью ограничить темп роста тарифов для бизнеса в размере 6%. Тариф для компаний по электроэнергии является нерегулируемым и во многом зависит от цены на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Мы готовы представить свои разъяснения бизнесу.

— В Петербурге выбран единый оператор по обращению с отходами.

Вашему ведомству предстоит рассчитать тариф для граждан. Что уже сделано, и какими будут расценки для граждан?

— Тариф ни для граждан, ни для бизнеса еще не утвержден. Как вы знаете, итоги конкурса по выбору единого оператора были оспорены в Арбитраже. Сейчас судебные разбирательства еще продолжаются. Соответственно, нет и инвестиционной программы предприятия. От этого документа, как и в случае в ГУП «Водоканалом», будет многое зависеть. Так, например, в инвестпрограмме должны учесть планы по строительству сортировочных комплексов. И опять же, в зависимости от того, как будет развиваться ситуация, может быть принято решение о субсидировании оператора из госбюджета. Мы надеемся, что конкретные цифры появятся ориентировочно в сентябре-октябре. А новая строчка в квитанциях петербуржцев «тариф регионального оператора на услуги по обращению с ТБО» появится с 1 января 2019 года. Дело в том, что расходы на вывоз мусора уберут из раздела «плата за ремонт и содержание жилого помещения» и пропишут отдельно.

Впрочем, не так сложно предположить, что в составе коммунальных услуг размер платежа будет больше для частных домовладений. Но я хотел бы отдельно отметить, что сейчас большинство из них эту услугу вообще не оплачивает.

— Вырастет ли для петербуржцев плата за проезд в общественном транспорте?

— В этом году тарифы установлены и действуют с 1 января на уровне 2017 года и будут оставаться неизменными до 31 декабря 2018 года, как на общественный, так и на коммерческий транспорт. СПб ГУП «Пассажиравтотранс», СПб ГУП «Горэлектротранс» и СПб ГУП «Петербургский метрополитен» уже подали заявки на увеличение платы с конкретными цифрами. В настоящее время предложения монополистов тщательно прорабатываются. Пока что у нас есть два варианта: либо оставить стоимость проезда без изменений, но тогда опять же потребуются субсидии из городской казны. Их можно предусмотреть в рамках формирования бюджета Петербурга на 2019 год. Второй вариант — увеличить стоимость разового проезда с на 2 рубля (с 45 рублей до 47 рублей в метро, с 40 рублей до 42 рублей в наземном транспорте), проездных документов длительного пользования – с учетом роста индекса потребительских цен.

— Подорожает ли проезд в маршрутках?

— От представителей коммерческих организаций никаких заявлений с конкретными расчетами еще не поступало. Пока стоит затишье. Но, дело в том, что комитет по транспорту еще концептуально не определился со стратегией развития этой отрасли. Впрочем, иногда обсуждаются инициативы о бюджетном субсидировании маршруточников.

— К 1 января этого года субъекты РФ должны были утвердить так называемый двухкомпонентный тариф на горячую воду. Было ли это сделано в Петербурге? Если да – то каков тариф? Если нет – то почему?

— Мы приняли решение не вводить в Петербурге двухкомпонентный тариф. Напомню, в случае его утверждения у нас произошло бы перераспределение затрат между горячей водой и отоплением. Двухкомпонентный тариф подразумевает, что в открытых системах теплоснабжения отдельно оплачивается холодная вода и отдельно – теплоэнергия, которая потрачена на подогрев воды. В закрытых системах все остается по- прежнему, но их в городе не так много. Таким образом, горячая вода для большинства горожан резко подорожала бы на 30%, при снижении оплаты за отопление на 5%. Это могло затронуть свыше 4 млн петербуржцев, что уже вызвало в свое время справедливое недовольство у населения. С учетом норм постановления Минстроя № 354 о предоставлении коммунальных услуг, мы решили отказаться от нововведения. Могу смело сказать, вопрос о введении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в Петербурге больше не стоит. Федеральный центр тоже на этом не настаивает, раз нет никаких предписаний.

— В свое время власти Петербурга долго бились с федеральным центром, чтобы не вводить энергопаек для населения. Затем возникла болезненная для населения тема двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Какие еще инициативы подобного рода готовит сейчас Минстрой?

— К идее энергопайка Минстрой как раз вернулся. Напомню, суть этой идеи заключается в том, что установить для населения некую планку по объему потребления электричества, а для тех, кто в нее не укладывается ввести повышающие коэффициенты к действующему тарифу. При выдвижении инициативы федеральные чиновники ставили своими задачами добиться справедливого распределения тарифной нагрузки между различными по уровню дохода и социальному положению категориями граждан, снижение объема перекрестного субсидирования, а также стимулирование населения к энергосбережению.

Пока что Минстрой готовит обновленный проект федерального документа с иными расчетами, чем предлагалось ранее. По этому поводу также довольно активно выступали наши сограждане. Документ должны представить к концу этого года, и только тогда мы будем готовы прокомментировать новые предложениям ведомства.

В 2013-2014 годах, согласно расчетам, в квартирах с газовыми плитами и электрическими плитами «энергопаек» должен был составить 85 и 130 кВт∙ч на человека в месяц соответственно. Средневзвешенный расход электрической энергии в пределах социальной нормы для 1 человека, проживающего в семье из 3 человек, в месяц определялся в размере 77 кВт∙ч. Однако даже тогда практика показывала, что у регионов по инициативе больше вопросов, чем ответов. По факту, у субъектов так и не было достоверной базы данных по объему потребленной электроэнергии.

При этом опыт пилотных регионов (Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области, Забайкальский и Красноярский края) по внедрению социальной нормы потребления электрической энергии нельзя назвать удачным.

Если Минстрой все же будет настаивать на введении энергопайка, то прежде чем пойти на это, мы проведем тщательное обследование домовладений, получим достоверные цифры и, только основываясь на них, будем вести диалог с федеральным центром.

Источник:http://stroypuls.ru/zhkx/149194/


Яндекс.Метрика